Идентификация и регистрация опасных производственных объектов
Идентификация и регистрация опасных производственных объектов (далее ОПО)
Опасный производственный объект - производственный объект (предприятие, цех, участок, площадка, а так же иной производственный объект) , представляющие потенциальную опасность жизни и здоровью людей, их имуществу, природной среде, которая может реализоваться в случае аварии.
Составляющие ОПО – участки, устройства, цехи, хранилища или другие составляющие (составные части), объединяющие технические устройства или их совокупность по технологическому или административному признаку и входящие в состав ОПО.
Идентификация ОПО - отнесение объекта в составе организации по определенным признакам к категории опасного производственного объекта и определение его типа. Цели идентификации - выявление признаков опасности, характерных для производственного объекта, отнесение объекта к определенной категории промышленной опасности и определение типа объекта по страховому признаку. Результаты идентификации ОПО используются при регистрации объектов в Государственном реестре ОПО и при заключении договоров страхования риска ответственности.
Опасные производственные объекты подлежат учету путем регистрации в Государственном реестре. Регистрация объекта в Государственном реестре- занесение в банк данных Государственного реестра сведений о действующих объектах, внесение в банк данных необходимых изменений, анализ и хранение систематизированной информации о зарегистрированных объектах и организациях, эксплуатирующих эти объекты. Регистрация объектов повышенной опасности является неотъемлемым элементом системы промышленной безопасности, без которого невозможно нормальное функционирование системы. Регистрация производится с целью:
-присвоения объекту статуса промышленного объекта повышенной опасности, влекущего предъявление к этому объекту требований промышленной безопасности
-постановки на учет ОПО с последующим надзором за соблюдением требований промышленной безопасности организации промышленного надзора
-системного анализа состояния промышленной безопасности на зарегистрированных объектах и в организациях, эксплуатирующих эти объекты, для принятия на их основе управленческих решений и нормативных актов
-предоставления информации об опасных производственных объектов и организациях, эксплуатирующих объекты, органам государственной власти и управления, а так же заинтересованным организациям.
Необходимость декларирования ОПО определяется требованиями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Основанием для исключения с процедуры декларирования является изменение типа ОПО и перерегистрация его в государственном реестре ОПО в случае изменения условий эксплуатации ОПО (в том числе и изменение проектных (регламентных) количеств обращающихся опасных веществ).
Исключение ОПО из государственного реестра ОПО и его перерегистрация осуществляются в соответствии с требованиями РД 03-616-03 с изменением РДИ 03-633(616)-04 Методические рекомендации по осуществлению идентификации опасных производственных объектов.
При перерегистрации ОПО необходимо обращать внимание на правильность применения критериев идентификации ОПО и заполнения представляемых документов, а также на соответствие заявленных данных проектным и регламентным решениям, принятым на объекте (должно учитываться не фактическое количество опасного вещества на ОПО (на момент регистрации или перерегистрации ОПО), а максимальное количество, установленное проектом или технологическим регламентом).
Таким образом, обоснованное решение об исключении действующего ОПО с процедуры декларирования, должно проходить в следующей последовательности:
- принятие решения о снижении количества опасного вещества, обращающегося на ОПО (сокращение производства, реконструкция, вывод мощностей из эксплуатации, консервация, ликвидация и т.д.);
- разработка проекта на сокращение производства, реконструкцию, вывод мощностей из эксплуатации, консервацию, ликвидацию и т.д.;
- экспертиза промышленной безопасности данного проекта на сокращение производства, реконструкцию, вывод мощностей из эксплуатации, консервацию, ликвидацию и т.д.;
- выполнение комплекса работ по сокращению производства, реконструкции, выводу мощностей из эксплуатации, консервации, ликвидации и т.д.;
- разработка (переработка) эксплутационной документации (технологического регламента и т.п. - при необходимости) и ее экспертиза;
- перерегистрация ОПО в государственном реестре ОПО с изменением типа ОПО
Идентификация ОПО осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116 ФЗ
2. Методические рекомендации по осуществлению идентификации опасных производственных объектов (РД 03-616-03), с изменением [РДИ 03-633(616)-04]
|