Во всех политических партиях сейчас активизировалась работа. Не за горами 4 декабря - выборы в Государственную думу РФ. Чем живет сегодня региональное отделение партии "Справедливая Россия" мы спросили у председателя Совета регионального отделения политической партии в Краснодарском крае генерал-лейтенанта Константина Пуликовского.
Константин Борисович, в "Справедливой России" в последнее время немало перемен, которые начались с изменения политического статуса Сергея Миронова. Как его изгнание с должности руководителя Совета Федерации было воспринято партийцами на Кубани?
Знаете, отторжения или снижения активности не было. Хотя вопросов задают много. Партийцам важно получать внятную информацию, и мы за открытость во всем.
Мировая практика давно доказала, что свои "политические клубы" должны быть у разных категорий граждан. Когда создавалась "Справедливая Россия" в 2006 году (путем объединения партии "Родина", Российской партии жизни и Российской партии пенсионеров), предполагалось, что справедливороссы социалистическими идеями привлекут тех, кто симпатизирует коммунистам. А получилось, что мы начали отрывать голоса у "Единой России". Специально этого никто не хотел, это жизнь так рассудила. Единороссы стали работать так, что быстро утратили доверие людей. Позиции Жириновского уже всем понятны, куда еще идти? Вот народ и стал двигаться к "Справедливой России".
Это ведь в нашем крае жесткая ткачевская рука, душится всякое инакомыслие, а во многих регионах другая обстановка. И позиции у нашей партии там получше. И вот когда власть поняла, что СР отнимает ее голоса, и началась жесткая конфронтация. Отступать Миронов не захотел, взгляды его не изменились. Наступил критический момент. Когда ему предложили подождать до 4 декабря, помолчать, приструнить своих членов партии, он отказался. Так процесс и был запущен.
Но, может быть, это и к лучшему, у Миронова сейчас меньше "оков"?
Да, должность сковывала его партийную инициативу. Ведь объем его работы в Совете Федерации был таков, что и физически не давал работать в партии. Я уверен, что на госдолжности нельзя быть партийцем. Я когда работал во власти, ни в какие партии не вступал.
Приведу местный пример: у нас сейчас руководителя партийной организации в одном районе пригласили на работу в администрацию - заместителем главы. Очень толковый, сильный, преданный социалистическим идеалам лидер парторганизации. Вот он приехал на днях и признался, что за 2 месяца ничего для партии не сделал. Не потому, что не хотел или ему не дали, - не успел. Работа замом по экономике съедает все время.
Когда меня только избрали, журналисты спросили: а вы можете составить реальную конкуренцию единороссам, Мурату Ахеджаку? Я ответил — да. При условии, что меня Ткачев возьмет к себе вице-губернатором и я буду курировать партию "Справедливая Россия".
Кстати, этой весной губернатор приглашал лидеров региональных отделений парламентских партий, обещал, что такие встречи будут регулярными… Как строятся ваши отношения с властью сегодня?
По-разному строятся. И у меня и у наших лидеров в городах и районах. Есть даже очень добрые: на рыбалку, в баню вместе, бывает, ходят. Думаю, что человеческие отношения - это нормально, я не против, если это делу не мешает.
Но есть другое. После моего длительного отсутствия на Кубани обнаружил, что краевая власть пугается любого инакомыслия!
Приезжаю с выступлениями - тут же звонки странные. Вот еду в один район, ночью анонимный сигнал в ФСБ: Пуликовский будет проводить экстремистскую работу, направленную против государства. Чекисты звонят главе, тот уточняет в крае, можно ли мне выступать. Утром приезжаю, стоят бледные замглавы и руководитель отдела культуры и умоляют: "Пожалейте нас! Встречу с читателями вашей книги разрешили, но чтобы нас не сняли с работы, не говорите ничего лишнего!" Даже названий партий чтобы не называл. Полный зал собрался. Человек 300, пенсионеры, молодежь. Масса разных вопросов — война, власть, экономика... Я им говорю, скажу всю правду, как я ее знаю. Но вот сидят два человека, которые могут пострадать из-за меня. Стал говорить косвенно, но люди все и так понимают. Уезжал – позвонил глава района, поблагодарил, все, говорит, нормально, - ему доложили, конечно.
А вот на днях в Западном округе Краснодара договорились о встрече в зале домоуправления. Утром приезжаем, там какие-то молодежные активисты развешивают картины: "Здесь будет выставка". Собрались пенсионеры, 40 человек, возмущены. Ну, мы взяли стулья, вышли в сквер, часа два очень хорошо пообщались.
В Тимашевске встреча в клубе. А там в фойе срочно устроили выставку медицинских препаратов! Зал свободен, а пройти туда нельзя. Дозвонился до главы, он звонит в край… Тягомотина, одним словом.
Людей пугают нашей партией, Пуликовским, выдумывают экстремизм. Но суть-то не в "Справедливой России", не во мне (хотя я бы и не работал здесь, если бы не разделял взглядов партии). Суть в том, что "Единая Россия" растеряла авторитет невыполненными обещаниями. Они все хорошие, никто же не скажет, что Путин, Ткачев или Евланов что-то плохое наобещали. Но ничего же не выполняется.
А какие еще выводы вы делаете после встреч с читателями вашей книги "Украденное возмездие"?
Я понял, что наши люди стали политически грамотными. Когда я работал здесь в 2000 году, была какая-то вакханалия во взглядах. В партиях не разбирались, лидеров не знали. В крае было сильно влияние Николая Кондратенко: знали только коммунистов, демократов и сионистов, которых он клеймил. Сейчас другая атмосфера, даже очень пожилые люди разбираются во всем, дают четкие оценки — Путину, Медведеву, Ткачеву, Бекетову, Евланову, Миронову, да и Пуликовскому. Мне тоже открыто говорят: "Ты ж тоже оттуда, из власти, давай правду рассказывай!" Их и не переубедишь.
Почему же тогда голосуют одинаково все?
А голосуют не они, а власть. Ходят на выборы сами процентов двадцать.
Меня вот спросили, как отношусь к коммунистам. Я же был членом КПСС, к той партии отношусь позитивно, а к нынешней… Я еще с армии делю людей на две категории: бойцы и приспособленцы. Так вот, КПРФ - приспособленцы. Они подыгрывают нынешней власти, но время идет, люди прозревают. Сейчас наступает кульминационный момент, боюсь переоценить ситуацию, но на встречах вижу, зреет ситуация по Ленину: верхи не могут править по-новому, а низы не хотят жить по-старому. Революции, конечно, не будет - не так, как в горячих точках планеты. И не так, как в 91-м году в СССР. Сейчас же армии нет, оружия у населения нет, все сделано властью, чтобы этого не было. Да и никто революций у нас не хочет, по-моему…
Но то, что назрело у людей недовольство властью и они готовы к ее смене, - это логично. И наша задача сейчас – привести людей на выборы. Пусть голосуют за тех, кто им по душе.
Главное, придите на выборы, чтобы ваш бюллетень никто не взял, чтобы не сфальсифицировали. В общем-то, и так сфальсифицируют, но на выборах в Госдуму и президентских всегда очень много международных наблюдателей, много внутренних, и власть боится опозориться. Возьмут несколько субъектов, особенно там, где люди больше всего недовольны властью, сядут на избирательных участках. Никого не будут проверять — тупо будут считать, сколько людей пришло голосовать, до каждого. И если вдруг бюллетеней окажется больше, чем пришло людей на участок, выборы будут аннулированы на этом, на другом участке, а потом и в субъекте. И это будет самым неприятным для власти, когда международное общественное мнение признает выборы сфальсифицированными.
Естественно, что любая власть тем или иным способом воздействует на процесс подсчета голосов в свою пользу. Но если на местных выборах нередки случаи фальсификации - до 50%, то на федеральных эта цифра, как правило, в десять раз меньше. Есть надежда, что за вычетом этих пяти процентов все будет нормально на выборах в Госдуму 4 декабря этого года. Мы даже агитационную работу не ставим на первое место: люди и так все знают. Налоговую систему надо изменить, малый бизнес на своей шкуре испытал. Тарифы естественных монополий необходимо регулировать — нас обирают при плате за электричество, за воду, за газ. А подсоединение к этим сетям вообще бешеных денег стоит. Не дать сфальсифицировать результаты выборов - вот главная задача.
У "Справедливой России" в крае есть опыт борьбы с подлогами во время голосования на муниципальных выборах?
Да, уже знаем, что надо урны – стационарные, вывозные, на участках обнимать, как любимую женщину. Протоколы не упускать из виду. Практически во всех избирательных комиссиях есть наши люди с правом решающего и совещательного голоса. Проверенные люди, с некоторыми я даже воевал. Правда, перед 4 декабря опять увеличится на 162 число избирательных участков по краю. Было 4 года назад 2560, станет 2722. Пока мы адресов не знаем.
Насколько серьезны позиции справедливороссов на Кубани сегодня?
Количественно пока не очень, я бы так сказал. Мы сейчас проводим свои небольшие исследования по краю. В целом по стране уровень поддержки — 9,6%.
Но вот вам расклад по выборам в гордуму Краснодара в прошлом году. Ситуация: почти всех сняли, был 21 кандидат на 42 участках. Осталось шестеро. Двое, Первышов и Коломийцев - муниципальные служащие, практически у них конкуренции от единороссов на участках не было. Двое — "технические" кандидаты, 25-летние парни из нашего молодежного крыла, они сами попросились, хотели опыта набраться. И два было бойца серьезных, на которых мы делали ставку, и голосование по ним тщательно контролировали.
Так вот, ребята из молодых социалистов, ничего особенно не делая, дали по 5%. А там, где два бойца, - один дал 28%, за другого проголосовали 15% избирателей. Там, где 28%, мы вообще бы выиграли, но упустили одну переносную урну. Вот и делайте выводы...
Вы упомянули двух депутатов-"муниципалов", которые недавно, еще не уйдя из партии официально, громко хлопнули дверью. При этом вас лично они обвинили во всех смертных грехах. Почему вы ничего не ответили?
Были бы сейчас понятия о чести одинаково всеми понимаемы, как офицер, просто вызвал бы этих перевертышей на дуэль. И если бы стрелялись, то не промахнулся бы.
Судиться не собираюсь. За каждым человеком тянется какой-то шлейф. Я абсолютно уверен, как Пуликовский Константин Борисович, как генерал, политик, воевавший человек, общественный деятель, что у меня он - светлый.
Большинству людей было понятно, что это провокация. Многие в районах даже сказали: наконец-то с этими предателями размежевались. Я лично чувствую облегчение. Сбросили балласт.
Ведь Коломийцева я знаю давно, он в Дальневосточном полпредстве президента моим пресс-секретарем работал. И знаю, что для него материальная сторона на первом месте. Когда он пошел на большие деньги от меня, я с ним мысленно навсегда попрощался. У меня принцип: ушел – больше в мою команду не просись. А когда сюда пришел, он уже был здесь, в "Справедливой России". Вот так судьба свела. Не особенно на него надеялся, но он человек известный в городе, за ним есть круг людей определенный. Может, думал, принесет пользу... Лишь бы вреда не приносил. Чем больше работали, тем больше убеждался в его двуличности. И он тащил за собой Первышова. Организаторы они слабые, актив городской был совсем небольшой.
Сейчас мы провели проверку, а учетные документы у нас, пофамильные. Вскрылось немало интересного. Люди даже удивились, что наконец-то о них кто-то вспомнил, пригласил.
Почему терпел Коломийцева с Первышовым? Потому что других не было. Они искусственно, как сейчас выясняется, затирали тех людей, кто мог бы им составить конкуренцию. Партия же строится по территориальному принципу. А ко мне лично за год, в краевое отделение, приходило из города не менее 100 человек, желающих вступить в партию, мы их принимали вот здесь. Это не по партийным традициям, но в городской организации они просто игнорировались...
Мы приписками не занимаемся и никого не заманиваем. Сделали же реорганизацию Краснодарского отделения накануне - стало 4 окружные организации, они должны были возглавить два из них. Главной задачей для них стало организовать большинство голосов "Справедливой России" на думских выборах в округах. Ребята струхнули, им бы этого не простила власть, на которую они работают.
Выходка с пресс-конференцией, устроенная горадминистрацией, - неуклюжая, сделано противно.
Знаете, я много лет служил в Туркменистане, хорошо знал их лидера Ниязова (его жена, кстати, казачка из Кропоткина), так он любил восточную мудрость цитировать. Научил такой поговорке – "Даже змеи друг друга не кусают". А они хуже змей, значит.
Вместе с этими депутатами работает в гордуме и ваш сын. По нему тема избитая, но его участие в краевом совете сторонников "Единой России" в упрек все еще ставят?
Моя активность приносит неприятности нам обоим. Даже анонимку присылали Миронову, мол, Пуликовским управляют единороссы через сына. Для него тоже дискомфорт. Но, по большому счету, это мелочи.
Как правило, у партий еще есть такая трудность, как финансирование…
Тем не менее есть партии, даже оппозиционные, с большим материальным ресурсом. У нас тоже есть люди, кто выделяет пожертвования, но стараются это не афишировать, перечисляют через аффилированные компании. Многие предлагают наличку, но я не хочу на это идти. Посылаю в бухгалтерию. Но по закону от физлица можно только 4 тыс. Соответственно, шуточки отпускаются, что мы не брезгуем такими суммами…. Может, моя армейская прямота сыграла тут роль, когда пришел, сразу сказал: вот закон о партиях, вот правила формирования бюджета. Юридическое лицо только краевое отделение партии. Призывал, не пачкайтесь наличностью! Формируйте сметы, будем выделять деньги. Но средства привлекать, конечно, надо, законными способами.
Константин Борисович, вы часто говорите, что в партии много тех, кто с вами воевал, служил. Что говорят об армии сослуживцы, да и другие люди сейчас?
Мои товарищи, что сейчас со мной, — воспринимают эту тему очень болезненно, с большой досадой. Армии у нас нет. Той, что должна нас, наше государство, защитить, не существует. Об этом можно судить по любым меркам, даже теоретическим. Есть такой подход: количество военных на 1 км границы. У нас сейчас 14 человек на 1 км, а на Украине - на 1 километр 58 солдат. Если взять страну НАТО или США — мы не сможем противостоять, даже если в обороне, не нападая. Нас тогда должно быть из расчета на трех нападающих один солдат в обороне. Реально: против нашего одного 20 нападающих.
Что такое миллионная армия? Вот вспоминали 70-летие начала Великой Отечественной войны. В первый месяц в плену оказалось 2,5 млн советских солдат. Однако советская армия смогла сдержать противника и перейти в наступление. А сегодня у нас даже в плен сдаваться некому.
Проблема в том еще, что вообще нет понимания, какая есть и какая должна быть Российская армия. И тут не в штатском министре-экономисте Сердюкове дело. Нам никто не сказал, ни президент, ни премьер, ни слова о военной доктрине России - что и как мы должны защищать. Мы только слышим, что армия должна быть маленькая, компактная, но сильная и мобильная. Что это такое? Развал армии - сильной, организованной, которую боялись - начали с августовского путча, и это продолжается до сих пор.
Была информация, что чеченская прокуратура запрашивает данные на офицеров, служивших в Чечне в первую кампанию. На вас не собирают досье?
Почему не собирают, собирают. Это показатель того беспредела, что есть в стране. Власть не сможет защитить своих офицеров. Так же, как она не защитила Буданова и других, кто выполнял приказ. Дело нехитрое - собрать данные, но важно, что нет и официального противостояния: "Нет, ребята из Чечни, это не ваше дело".
Если бы не деятельность в "Справедливой России", Константин Борисович, чем бы вы занимались?
Я бы все равно вернулся в Краснодар, семья здесь, старший сын тут похоронен. Занимался бы "Боевым братством" - организацией, которую здесь создавал много лет назад, сейчас являюсь ее почетным председателем. Мне еще почему интересно в партии? Это работа с людьми, не с бумажками. Пока будет здоровье и доверие, буду заниматься этим.
Есть такое выражение "Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами". Но как быть тем, кто не хочет вступать ни в одну из партий?
Чтобы ходить на выборы, не обязательно состоять в партии. Можно прийти на избирательный участок и прямо выразить свою позицию, исполнить гражданский долг. Чтобы потом не говорить: "Мы этих людей не выбирали". Если вам никакая из партий или кандидатов не нравится, все равно придите и испортите свой бюллетень, раз уж графу "против всех" у нас отобрали. Иначе власть проголосует за вас, использовав этот бюллетень в свою пользу.
Если вы настроены на более активное участие в политической жизни и идеология нашей партии вам близка, приглашаем стать нашим сторонником. У нас есть СССР - Союз сторонников "Справедливой России". В него можно вступить, оставаясь членом другой партии. Мы открыты для диалога всегда. Но обещать какие-то пряники ни членам партии, ни сочувствующим мы не будем.
Справка.
Константин Борисович Пуликовский 33 года прослужил в Вооруженных Силах СССР и России, занимал командные должности в частях, соединениях, оперативных и оперативно-стратегических объединениях Вооруженых Сил. Генерал-лейтенант.
Активный участник антитеррористической операции по наведению конституционного порядка в Чеченской Республике, в последующем получившей название "первая чеченская война".
В 1996 г. - командующий Объединенной группировкой федеральных сил в Чеченской Республике. Приобрел широкую известность, объявив боевикам, захватившим в августе 1996 г. Грозный, ультиматум с требованием в течение 48 часов покинуть город. Ультиматум, как и первая чеченская война, за несколько часов до начала запланированной Пуликовским бомбардировки города "из всех видов оружия" были остановлены распоряжением свыше. Это позволило сохранить боевикам силы для развязывания "второй чеченской войны".
В 1996-1997 гг. - заместитель командующего войсками Северо-Кавказского военного округа. В 1997 г. - уволился из Вооруженных Сил Российской Федерации.
В 1998 г. создал Краснодарское краевое отделение Всероссийского общественного движения ветеранов "Боевое братство", объединяющего ветеранов локальных войн, и был избран его председателем. В том же году стал помощником мэра Краснодара по работе с муниципальными предприятиями, возглавил комитет по благоустройству города.
С мая 2000-го по ноябрь 2005 г. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. На этой должности являлся членом Совета Безопасности РФ.
С 5 декабря 2005 г. по 2 сентября 2008 г. - руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Действительный государственный советник РФ 1-го класса. Имеет государственные награды. |