|
Услуги |
|
Реклама |
|
|
Новости |
Новости: промышленная безопасность:
Росприроднадзор одобрил бурение новой скважины на Камчатском шельфе |
Понедельник, 07 Сентябрь 2009 |
|
Интервью с Дмитрием Антоновым. |
|
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) Министерства природных ресурсов РФ издала приказ об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов "Групповой рабочий проект № 10-ГМ на строительство поисковых скважин Западно-Камчатского лицензионного участка шельфа Охотского моря", сообщает официальный сайт НК "Роснефть".
Это уже второе положительное заключение по Крутогоровской группе скважин, где в 2008 году запланировано бурение скважины "Северо-Крутогоровская № 1". Ранее, в апреле этого года Росприроднадзор утвердил положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации на строительство на шельфе Западной Камчатки скважины "Западно-Сухановская № 1".
Участок "Западно-Камчатский шельф" расположен в акватории Охотского моря у западного побережья полуострова Камчатка. Общая площадь участка — 62 тыс. 680 кв. км. Лицензия на геологическое изучение участка с целью поисков и оценки месторождений нефти и газа принадлежит ООО "Камчатнефтегаз", которое является совместным предприятием "Роснефти" (60%) и Корейской национальной нефтяной корпорации (KNOC).
Искать нефть у западных берегов Камчатки будет "Большая медведица". Так переводится с корейского название буровой установки "Ду Санг". Первый масштабный нефтегазовый проект в этом далеком российском регионе вышел на старт. Как он будет реализовываться, как повлияет на социально — экономическую жизнь полуострова? На эти вопросы в интервью ответил генеральный директор компании — оператор проекта освоения Западно-Камчатского шельфа ООО "Камчатнефтегаз" Дмитрий Антонов.
Расскажите немного поподробнее о проекте. На каком этапе он сейчас находится? Что уже сделано? Что предстоит?
Прежде всего, хочу подчеркнуть, что освоение ресурсов нефти и газа Западно-Камчатского шельфа является одним из самых перспективных морских проектов на Дальнем Востоке. Это мнение сегодня разделяет не только "Роснефть", которая в 2003 году получила лицензию на геологическое изучение Западно-Камчатского участка недр шельфа Охотского моря. В 2005 году к нам присоединился целый консорциум корейских компаний, основным участником которого является Корейская национальная нефтяная корпорация (КННК). Помимо КННК в него вошли крупные корейские компании, широко известные в мировой энергетической отрасли. Общая доля корейского консорциума — 40%, НК "Роснефть" принадлежит 60%, что, как Вы понимаете, расставляет определенные акценты в системе управления проектом.
Этот проект уникален. Во-первых, своими масштабами: площадь лицензионного участка превышает 62 тысячи квадратных километров. Для сравнения — это больше, чем все действующие сахалинские проекты вместе взятые. Во-вторых, предварительные оценки ресурсного потенциала тоже выходят за рамки среднестатистических параметров, хотя их еще и предстоит подтвердить. В-третьих, полное отсутствие какой бы то ни было инфраструктуры для морских геологоразведочных работ в непосредственной близости от лицензионной территории. Это заставляет нас планировать бурение, опираясь на сооружения и объекты сразу трех регионов: Камчатского края, Магаданской и Сахалинской областей.
Теперь о наших планах. Этим летом собираемся приступить к поисковому бурению на Западно-Сухановской и Северо-Крутогоровской структурах. Уже подготовлена вся проектная документация, получены региональные и федеральные согласования, разрешение на применение корейской буровой установки в РФ. Специально разработанный компанией план ЛАРН (ликвидации аварийных разливов нефти) на случай чрезвычайных ситуаций полностью согласован и утвержден МЧС России. По первой скважине государственная экологическая экспертиза уже завершена и получено положительное экспертное заключение. Проектная документация прошла согласование и в Госкомрыболовстве РФ. Все контракты размещены и сейчас буровая установка уже транспортируется из Пусана (Южная Корея) в район работ.
Расскажите, как будут организованы буровые работы?
Бурение скважин будет осуществляться с помощью полупогружной буровой установки (ППБУ) "Ду Санг". Наша компания арендовала ее у одного из наших партнеров по проекту — КННК. Плавучее основание "Ду Санга" построено в 1984 году. Для ППБУ это нормальный "возраст", как, впрочем, и для любого судна. А вот все надстроечные агрегаты, включая самое главное — буровой станок, являются современными и представляют собой постоянно обновляющийся комплекс, который отвечает всем последним технологическим и экологическим требованиям. Сегодня в активе этой буровой — сотня скважин на шельфах Восточно-Китайского, Южно-Китайского и Японского морей.
Как Вы сказали, шельф Западной Камчатки — это уникальный район, имеющий большое рыбохозяйственное значение. И, конечно, камчатцев волнует то, какое воздействие окажут поисково-разведочные работы на главное достояние Камчатки — рыбные ресурсы?
Прежде всего, хочу заверить всех жителей Камчатки в том, что для нашей компании это является предметом приоритетного внимания, а со стороны государства — жесткого надзорного контроля. Готовясь к работам, и ученые, и мы сами внимательно проанализировали ситуацию. В районе предполагаемого бурения на Сухановском и Крутогоровском участках рыболовство носит местный характер. По официальным данным, здесь во время бурения могут работать 2 — 4 рыболовецких судна, преимущественно среднего тоннажа. Размеры участка, который будет занимать буровая установка, небольшие — всего чуть больше 1 кв. км. Поэтому механических препятствий для рыболовства в этом районе наша буровая установка не создаст. И тем не менее, мы поставили себе задачу: использование современной техники, эффективных технологий, применение целого комплекса хорошо продуманных природоохранных мероприятий должны быть направлены на недопущение ущерба морской биосфере даже непосредственно на участке бурения. В качестве примера могу сообщить следующее. Все буровые работы на лицензионном участке будут осуществляться с использованием технологии так называемого "нулевого сброса". Это означает, что буквально ничего из того, что не должно попасть в море — буровые растворы, использованные смазочные материалы, реагенты, грунт и т.д. — не будет сброшено за борт. Все отходы производства в полном объеме будут транспортироваться сервисными судами на берег для утилизации в специально оборудованных местах.
Вот уже несколько лет мы привлекаем специализированные рыбохозяйственные институты для расчета стоимости возможного воздействия на морские биологические ресурсы при проведении поискового бурения. Оно состоит, как правило, из прямых потерь промысловых беспозвоночных при установке якорей и забуривании скважины. По оценкам специалистов ВНИРО, ущерб на Сухановском и Крутогоровском участках оценивается в 0,78 тонны (!) в натуральном выражении. Он будет компенсирован (даже с запасом!) посредством инвестиций для воспроизводства добавочного количества кеты на лососевых рыборазводных заводах на побережье Охотского моря.
Геологоразведочные работы должны сопровождаться поэтапным экологическим мониторингом. Существует ли такая программа у "Камчатнефтегаза"?
Безусловно! В соответствии с требованиями природоохранного законодательства РФ, нами разработана долгосрочная программа экологического мониторинга, которая уже одобрена правительством Камчатского края и профильными институтами Госкомрыболовства. Ее суть состоит в том, что до начала геологоразведочных работ проводятся фоновые эколого-рыбохозяйственные исследования лицензионного участка. В период бурения также выполняется экологический мониторинг для того, чтобы оценить кратковременное "пиковое" воздействие на морскую среду. После завершения геологоразведки будут выполнены повторные эколого-рыбохозяйственные исследования, которые оценят "итоговое" состояние экосистемы.
А как повлияет реализация проекта на социальную и экономическую жизнь Камчатки?
Это один из самых важных и поэтому — один из самых часто задаваемых вопросов. Жители Камчатки должны правильно понимать происходящее. Сейчас, когда проект находится на начальной поисковой стадии, говорить о действительно крупных инвестициях в местную экономику рано. Сама по себе геологоразведка — процесс дорогостоящий. Поэтому на данном этапе нам приходится наиболее эффективно использовать свои финансовые ресурсы, концентрируясь, прежде всего, на том, чтобы максимально снизить геологические и экологические риски. И на это нам придется потратить очень большие средства — сотни миллионов долларов. Реальная ощутимая отдача от проекта наступит только тогда, когда будут обнаружены запасы, достаточные для их рентабельного освоения (именно так развивались известные всем проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2"). Поэтому сейчас наша первоочередная задача — найти. Найти то, что может быть основой для долгой жизни проекта, а значит и для серьезного импульса всестороннему развитию Камчатского полуострова. Для этого в ближайшие годы мы планируем пробурить не менее пяти поисковых скважин. Но, несомненно, даже на этом этапе реализации проекта регион получает плюсы. Хотя бы даже от того, что мы привлекаем и будем привлекать к подрядным работам местные предприятия. А это и гарантированные заработки, и увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Если говорить о перспективах, то с началом активных работ я уверен, мы внесем свой посильный вклад, прежде всего, за счет отчисления установленных законодательством различных налогов в краевой бюджет. Помимо этого, развитие проекта потребует привлечения местного населения. Ведь его реализация будет сопровождаться дополнительным спросом на продовольственные и хозяйственные товары, бытовые услуги, что в свою очередь ведет к развитию данных отраслей в регионе. Именно это сейчас можно наблюдать на Сахалине. Мировая статистика свидетельствует, что на одно рабочее место в нефтегазовой отрасли приходится 5—6 в других отраслях. Экономисты называют это эффектом мультипликации.
Еще одна важная деталь — это потребность "Камчатнефтегаза" в высококвалифицированном персонале в регионе. Подчеркну, не просто в персонале, а именно в высококвалифицированном, учитывая ту ответственность, которую мы берем на себя, начиная работать в таком важном биологически чувствительном районе. Это основной критерий при формировании нашей команды. Только при соблюдении этого условия мы сможем достичь стоящих перед нами целей и обеспечить экологическую и промышленную безопасность при реализации проекта, — то есть того, чего от нас требуют государство и камчатцы. Увеличение предложений на рынке Камчатки именно таких специалистов, я надеюсь, тоже станет нашей совместной задачей в будущем.
Вместе с тем, уже сейчас даже в рамках проекта поискового бурения "Камчатнефтегаз" выступает в роли социального партнера для администраций и населения Камчатки. В настоящее время наш основной акционер — "Роснефть" ведет работу с правительством края по заключению соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, после подписания которого регион получит значительную финансовую помощь.
В рамках социальной стратегии "Камчатнефтегаза", мы уже приступили к поддержке проектов в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта. В 2007 году было приобретено медицинское оборудование для ряда районных больниц Камчатки, оказана поддержка школе поселка Тигиль (в ходе работ мы будем соседствовать именно с Тигильским районом). В 2008 году мы планируем увеличивать объем нашего участия в этом направлении, и такой план сейчас согласовывается с правительством края.
Расскажите поподробнее о привлечении предприятий Камчатки к работам по проекту.
Работы по проекту уже сопровождаются и будут сопровождаться привлечением местных предприятий к подрядам. Однако необходимо иметь в виду, что основной объем работ на шельфе могут выполнять только специализированные сервисные компании, главным образом, пока иностранные. Это, прежде всего, касается различных геологических и буровых работ. В то же время авиаперевозки, экологические сервисы, такие как гидрометеобеспечение, экологический мониторинг, наблюдение за морскими млекопитающими, береговая ликвидация аварийных разливов нефти, административное обеспечение проекта в Петропавловске — это все направления, где мы пытаемся задействовать камчатских подрядчиков. Не могу сказать, что таких примеров сегодня много. Дело в том, что зачастую местные компании не в полной мере соответствуют предъявляемым нами требованиям. Тем не менее, я не склонен драматизировать ситуацию. Уверен, что как только бизнес на практике увидит, что существует потребность в тех или иных услугах, которые он может предоставить, как только поймет наши "правила игры", предложение не заставит себя долго ждать. Это законы мировой экономики, и не думаю, что Камчатка развивается по-другому.
Вот несколько примеров. Институт "КамчатНИРО" уже выполнил значительный объем работ по подготовке материалов оценки воздействия на окружающую среду при бурении поисковых скважин, по разработке долгосрочной программы экологического мониторинга при выполнении геологоразведочных работ, и будет участвовать в проведении экологического мониторинга во время бурения в этом году. Авиакомпания "Камчатские авиалинии" займется обеспечением смены вахт буровых команд вертолетами. А всего с камчатскими компаниями было заключено около двух десятков контрактов. В настоящее время завершаются еще несколько конкурсов на выполнение работ в рамках буровой программы 2008 года, в которых участвуют камчадалы. К сожалению, условия конфиденциальности, которые мы соблюдаем в ходе проведения конкурсов, не позволяют мне сейчас назвать эти предприятия.
А почему "Роснефть", имея богатый опыт освоения шельфа, привлекает зарубежных партнеров?
Никто не осваивает шельф в одиночку. Привлекать крупные иностранные корпорации в масштабные проекты — мировая практика. На сахалинском шельфе, например, совместно с "Роснефтью" успешно работают американские, британские, японские, индийские, китайские компании. Западно-Камчатский проект "Роснефть" осуществляет с целым консорциумом корейских компаний — "Корея Камчатка Компании". ООО "Камчатнефтегаз" — оператор проекта — совместная российско-корейская команда. В ее составе специалисты по различным направлениям: геологи, буровики, экологи, логисты и другие.
"Камчатнефтегаз" в 2007 году сменил "прописку" на Петропавловск-Камчатский. Здесь уже открыт офис компании, в котором работают камчатцы. Думаю, это правильное стратегическое решение, подтверждающее наше намерение прийти в регион надолго. |
|
Автор: administrator |
Прочитали: 317 раз |
|
Читайте так же:
Прокуратура оштрафовала за отстутствие лицензии при эксплуатации ОПО
Завершено расследование причин аварии на кузбасской шахте №7
Ростехнадзор поделится полномочиями с прикамскими промышленниками
В Кемеровском районе запрещена эксплуатация опасного базальтового карьера
Проверка Ростехнадзора выявила 119 нарушений на воронежских «Минудобрениях»
Правительство РФ утвердило положение о госнадзоре в промышленной безопасности.
В столице Зауралья произошел пожар на газонаполнительной станции
Ростехнадзор собирает предложения по актуальным тематикам НИОКР
Вернуться назад
|
|
|
|
|
Навигация |
|
Контакты |
Адрес офиса:
103064, г. Москва, Фурман-
ный пер., д. 10 стр.1
т./факс:(495) 589-04-52
ICQ: 46-22-36 |
|
Лицензия |
|
|