Вчера радикально настроенные экологи перешли к активным действиям. Акция против строительства Международного центра обогащения урана в Ангарске развернулась в самом центре г. Иркутска.
В час пополудни группа активистов экологической общественной организации «Экозащита» развернула на ступенях здания администрации Иркутской области пикет с плакатом «Байкал – не ядерная свалка». Людям, держащим в руках плакаты, оказывала поддержку небольшая группа сторонников. Часть из них раздавали листовки с текстом «Нет Чернобылю на Байкале», а несколько крепких молодых людей в высоких шнурованных ботинках и одежде с лейблами от «Лонгсдейл» обеспечивали безопасность.
Акция не была санкционирована властями, и сотрудники милиции, охранявшие здание, попытались избрать силовое решение проблемы. Однако ни они, ни прибывший на помощь экипаж вневедомственной охраны не смог справиться с экологами. При первом же силовом контакте они садились на тротуар, цепко держа в руках свой плакат, а как только сотрудник милиции отвлекался, группа поддержки помогала активисту встать на ноги и занять своё место.
В листовках планы создания Международного центра по обогащению урана в Ангарске были названы авантюрными, а строительство МЦОУ увязывалось с проблемой хранения на предприятиях Росатома, в том числе и в Ангарске, обеднённого гексафторида урана, который, по мнению «Экозащиты», является химически и радиоактивно опасным.
Один из участников пикета, Андрей Ожаровский, заявил: «Мы недовольны тем, что губернатор ведёт сепаратные переговоры с Росатомом, не спросив население. Не было общественных слушаний, не было референдума. Жители протестуют, а губернатор что-то подписывает – так не должно быть в нормальной стране. Если правительство не хочет слушать свой народ, слепо идёт на поводу у Росатома – у нас не остаётся другого выхода».
Андрей Ожаровский, кстати, личность достаточно известная. Сопредседатель группы «Экозащита», москвич, Ожаровский неоднократно участвовал в акциях экологического протеста против атомной отрасли, задерживался милицией в окрестностях Кольской АЭС, в Ростовской области. Вместе с группой единомышленников он организовал акцию во время выступления Владимира Путина в Центре международной торговли, когда активисты вскочили на стулья и буквы на их футболках образовали фразу «Нет АЭС»».
Примерно в 13.20 активисты объявили о начале второго этапа акции. Пока Ожаровский привлекал внимание телекамер и чиновников, десять участников восьмого общероссийского антиядерного лагеря захватили второй этаж недостроенного здания по улице Ленина, 14, известного иркутянам как «дом на ногах». Они установили там палатки, забаррикадировались – вернее, сбросили вниз единственную лестницу, ведущую наверх, и объявили, ни много ни мало, о создании Байкальской безъядерной республики.
Участники акции вывесили на фронтоне здания 20-метровый транспарант «СТОП МЦОУ» (буква «о» в слове «стоп» образовывала знак радиационной опасности). С высоты второго этажа – который, кстати, стоил иной пятиэтажки — самозванные граждане ББР принялись разбрасывать листовки, из которых следовало, что они требуют остановить обустройство МЦОУ на базе АЭХК и разорвать соответствующее соглашение Рос-атома и руководства Иркутской области, направить все имеющиеся средства Росатома на решение проблемы радиоактивных отходов, накопленных в России, в том числе на АЭХК, запретить любые проекты развития АЭХК до того момента, пока не будет создана безопасная технология утилизации радиоактивных отходов, ввести полный запрет на ввоз их в Россию, включая урановые хвосты и отработавшее ядерное топливо. Наконец, они требовали прекратить провокации против экологического движения Иркутской области, что звучало несколько странно, учитывая ситуацию, в которой эти требования выдвигались, и потребовали прибытия на территорию ББР главы Росатома Сергея Кириенко.
Нужно признать, что манифест Байкальской безъядерной республики писал человек, не чуждый юмора. В частности, в нём, помимо заявления об отказе от любых операций с ядерными отходами, строительства АЭС и размещения ядерного оружия, говорилось о том, что о создании республики заявлено в адрес ООН и правительства России. «К сожалению, Российская Федерация, с которой волею судеб граничит Байкальская безъядерная республика, - единственная страна в мире, ввозящая на свою территорию радиоактивные отходы, - говорится в манифесте. - Все граждане ББР единогласно заявляют, что это - опасно, глупо и безрассудно, особенно учитывая близость Ангарска, где Рос-атом планирует создать международную ядерную свалку. Это - полный отстой».
Нам удалось связаться по мобильному телефону с одним из десяти обитателей ББР. По его словам, экологи обосновались достаточно комфортно, у них есть три палатки, спальники и запас продуктов на два дня. Все участники акции прошли инструктаж по технике безопасности у промышленных альпинистов, чувствуют себя хорошо, перекрытия здания должны защитить их от дождя и ветра.
Правда, вместо Кириенко визит обитателям высотного лагеря скоро нанёс сотрудник милиции, который, видимо, поддавшись минутному порыву, дружелюбно помахал журналистам, собравшимся внизу. Сверху подтвердили, что милиционер осмотрел лагерь, ведёт себя неагрессивно и уверяет, что «всех снимут». Сотрудник милиции объяснил активистам, что их акция является несанкционированной, а значит, противозаконной, и предложил покинуть позиции. На последовавший отказ сотрудники правопорядка отреагировали спокойно и ретировались.
Тем временем внизу лихорадочно совещались представители правоохранительных органов и городской администрации. Город, кстати, тут же открестился от «здания на ногах», от имени пресс-службы заявив, что «здание намечено к сносу и передано фирме-арендатору». Около двух часов дня точка зрения, что силовая акция может привести к случайным жертвам, возобладала. Однако в четвёртом часу дня к зданию подъехали автолестница МЧС и автобус с милиционерами. Лестницу подняли на этаж, где сидели пикетчики (на пульте управления лестницей прибор показал высоту 21 метр). Пока милиционеры поднимались, молодые люди воспользовались заранее приготовленной стремянкой и прошмыгнули на крышу.
Возглавивший операцию начальник Кировского РОДВ подполковник милиции Олег Савин предложил присутствующим журналистам подняться с ним, чтобы свидетельствовать, что операция проводится в рамках закона. В присутствии журналистов он указал экологам, что их действия противоречат закону, предложил добровольно подчиниться милиции, но получил решительный отказ.
Милиционеры всё же нашли способ забраться на крышу и продолжили беседу, что называется, глаза в глаза. Часть активистов была готова к такому повороту событий и выразила готовность спуститься самостоятельно. Однако Андрей Ожаровский и 20-летний доброволец из Свердловской области, представившийся Иваном Пунановым, заставили милиционеров понервничать. Они сидели на самом краю крыши и категорически отказывались идти на уступки, поскольку, с их точки зрения, происходящее не является митингом или иной акцией и разрешения властей им не нужно. Они предложили расценивать их как туристов: такая, мол, причуда – пожить в неблагоустроенном долгострое с видом на город. Милиционеры приняли игру, но возразили, что здание находится в аварийном состоянии и находиться тут опасно. Андрей тут же предложил милиционерам не рисковать и оставить их в покое. Пока одни сотрудники отвлекали активистов, другие попытались внезапно оттащить их от края крыши. Естественно, что всё закончилось наручниками. Впрочем, поскольку спускаться по пожарной лестнице в «браслетах» было невозможно, их скоро сняли.
Во время спуска, по словам милиционеров, Иван попытался спрыгнуть с лестницы между этажами, выкрикнув антиядерный лозунг. Милиционеры расценили этот шаг как попытку к самоубийству, но сам Пунанов опроверг версию о попытке суицида, да и дальнейший спуск по пожарной лестнице прошёл благополучно.
Внизу участников ожидали милицейский автобус и госте-приимство Кировского РОВД Иркутска. По словам милиционеров, в отношении участников акции будет возбуждено административное дело за организацию и проведение несанкционированной акции протеста. |