Проверка нефтепровода "Дружба", проведенная российским Ростехнадзором, показала, что более 95% протяженности нефтепровода на участке Унеча–Полоцк мощностью около 15 млн т нефти в год не соответствует требованиям безопасности. Чтобы снять претензии ведомства, нефтепровод фактически нужно построить заново. Эксперты считают, что остановка работы нефтепровода открывает дополнительные возможности для увеличения объемов транзита нефти по территории Украины.
Вчера Ростехнадзор обнародовал результаты очередной проверки нефтепровода "Дружба", которые, скорее всего, означают, что он никогда больше не заработает. Как пояснили в ведомстве, для устранения нарушений "Транснефти" необходимо заменить дефектные трубы. "Собственник не обязан проводить эти работы, но до устранения нарушений работа нефтепровода не может быть восстановлена в полном объеме",– сказал пресс-секретарь Ростехнадзора Евгений Аношин, подчеркнув, что эксплуатация "Дружбы" не запрещена. После аварии в июле 2006 года ведомство обязало собственника до устранения нарушений снизить давление в трубе в четыре раза.
По информации экспертов ОАО ВНИИСТ, проводивших исследование, толщина стенок уложенных труб не соответствует СНиПам на 96,6% протяженности нефтепровода Унеча–Полоцк-1 и на 94,8% протяженности нефтепровода Унеча–Полоцк-2. Внутритрубная дефектоскопия выявила 7853 дефекта. Содержание серы в металле труб почти вдвое превышает норму, вязкость разрушения в 3,3 раза ниже стандарта.
Эта авария совпала с обострением российско-литовских отношений: нефтеперерабатывающий завод Mazeikiu nafta, на который претендовали ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР и "Роснефть", был продан польской компании PKN ORLEN. В августе в ответ на прекращение поставок нефти литовские власти пригрозили начать аналогичный ремонт железнодорожной ветки, соединяющей Россию с Калининградом. В ноябре конфликт был улажен на уровне министров иностранных дел: стороны договорились, что Россия представит Литве график ремонтных работ нефтепровода до 15 марта 2007 года. В то же время Россия объявила об открытии паромного сообщения с Калининградом, позволяющего России отказаться от военного транзита через Литву.
Источник, близкий к Ростехнадзору, подтвердил, что "Дружба", построенная в 1960-е годы, действительно находится в аварийном состоянии. "Если бы было политическое решение его оставить, то просто поменяли бы трубы, и все",– заявил он, добавив, что новый нефтепровод, скорее всего, будет построен в обход Литвы: исполнять предписание Ростехнадзора "Транснефть" не торопится.
В Литве, однако, надеются на возобновление поставок нефти. На прошлой неделе премьер-министр Гедиминас Киркилас выразил надежду, что Россия "в ближайшее время" возобновит поставки. Ранее Вильнюс заявлял о намерении поставить вопрос о "Дружбе" на саммите Россия–ЕС, а также не исключал возможности присоединения Литвы к позиции Польши, блокирующей подписание нового договора о сотрудничестве между Россией и ЕС.
В минпромэнерго России вчера отказались комментировать позицию Ростехнадзора и планы "Транснефти", однако напомнили, что в ближайшее время на заседании правительства РФ будет рассмотрен проект строительства нефтепровода Унеча–Приморск (БТС-2), который позволит отказаться не только от литовского, но и от белорусского транзита нефти.
Член комитета по ТЭК Верховной рады Николай Бронников считает, что Россия может сделать предложение Литве приватизировать изношенную часть трубы. "По сути, Россия, критикуя техническое состояние направления, говорит о том, что в него надо вкладывать инвестиции. Скорее всего, следующим шагом будет предложение о долевом участии в прокачке нефти,– предположил господин Бронников.– Если же Литва откажется, Россия начнет очередную нефтяную блокаду и мы сможем увеличить транзит нефти через свою территорию, как это было в случае с Белоруссией". Напомним, когда в январе транзит нефти по нефтепроводу "Дружба" был прекращен вследствие российско-белорусской нефтяной войны, транзит нефти через территорию Украины вырос на 1,1 млн т, за счет чего Украина дополнительно заработала $25 млн |