Экспертиза промышленной безопасности Лицензии Ростехнадзора Разрешение Ростехнадзора Экологическое проектирование Сертификация ГОСТ Р
Русский/English      
 Услуги 

Экспертиза промышленной безопасности
Разработка и экспертиза деклараций промышленной безопасности
Лицензия Ростехнадзора
Разрешение на применение Ростехнадзора
Экологическое проектирование
Паспорт безопасности промышленного объекта
Разработка ПЛАРН
Разработка ПЛАС
Идентификация и регистрация опасных производственных объектов
Аттестация лабораторий неразрушающего контроля
Сертификация ГОСТ Р
Анализ риска

 Реклама 

Магазин приборов неразрушающего контроля

 Новости 

Новости: промышленная безопасность: Техногенная угроза на Сахалине
Четверг, 10 Сентябрь 2009

По проекту "Сахалин-2" на условиях СРП разрабатываются два месторождения: Пильтун-Астохское (150 млн.т. нефти) и Лунское (531 млрд.куб.метров газа).

По проекту "Сахалин-2" на условиях СРП разрабатываются два месторождения: Пильтун-Астохское (150 млн.т. нефти) и Лунское (531 млрд.куб.метров газа). С 1999 года ведется добыча и морской вывоз нефти с цельнобетонной платформы "Моликпак" на Пильтун-Астохском месторождении. В мае 2003 компания-оператор "Сахалинская Энергия" объявила о дате начала освоения Лунского газового месторождения. Основание платформы "Лунская-А"(ЛунА) было построено в порту Восточный Приморского края и установлено на точке летом 2005 года. Фундаментное основание кессонного типа имеет размеры 105 х 88 метров, его высота составляет 13,5 метров, вес 103 тыс.тонн. Диаметр каждой опоры 20 метров, а их высота составляет 56 метров. Общая высота всей конструкции достигает 69,5 метров. Толщина железобетона в конструкции основания колеблется от 0,5 до 0,75 метра. Верхние строения платформы "ЛунА" были изготовлены в мае 2006 года компанией "Самсунг Хэви Индастриз" на судоверфи на острове Кодже в Корее. Верхние строения объединяют буровое и добывающее оборудование, жилые помещения для персонала. Бурением предусмотрено 27 скважин. Добывающие мощности платформы рассчитаны на добычу более 50 млн куб. метров газа в сутки и приблизительно 50 000 баррелей конденсата в сутки: примерно 21 млн.тонн у.т. в год. Для транспортировки верхних строений на расстояние более 1 500 морских миль (2 831 км) была построена специальная транспортная баржа Т-образной формы длиной 190 метров и шириной 95 метров. Баржа с верхними строениями была доставлена из Кореи на сахалинский шельф за 11 дней тремя мощными океанскими буксирами к 18 июня 2006 года. Подготовительная работа включала швартовку транспортной баржи рядом с основанием, проверку балластной системы баржи и снятие походных креплений. Монтажная операция началась в 00:15 утра 23 июня и продолжалась девять часов. Баржа с верхними строениями была заведена между опорами. В процессе установки конструкция верхнего строения весом 21 800 тонн была опущена на стыковочные блоки опор посредством балластировки баржи. Так на Сахалине появилась морская платформа "ЛунА" - в северо-восточном секторе сахалинского шельфа на расстоянии 15 километров от берега, где глубина моря составляет 48 метров. Платформа состоит из железобетонного основания на дне моря, четырех железобетонных опор и верхних строений. На платформе "ЛунА" в местах соединения верхних строений установлены специальные подвижные опоры, обеспечивающие сейсмическую устойчивость всей конструкции. Опоры такого типа применены впервые(!) в практике мировой нефтегазовой промышленности. В июле 2005 г Газпром и Шелл заключили меморандум о взаимопонимании по обмену активами в рамках проектов "Заполярное - Неокомские залежи" и "Сахалин-2". Однако позже было озвучено решение о намерении Газпрома приобрести контрольный пакет проекта без обмена активами (ориентировочно за 7 млрд.долларов). В марте 2007 года в рамках контракта между "Сахалинской Энергией" и российско-американской компанией "Натчик" по неразрушающему контролю конструкций на платформе "ЛунА" в течение двух недель находились и несколько сахалинских технических экспертов. Информационная блокада вокруг проекта «Сахалин-2» очевидна, однако в частной беседе техники-эксперты, которые имеют опыт работы в морском бурении более двадцати лет на разных типах ПБУ и ледостойком основании "Моликпак", мне (работал с ними в одной вахте во времена студенческих практик на ПБУ) рассказали, что в условиях не чрезмерного ледового режима прошедшего зимнего сезона компании "Сахалинская Энергия" и "Эксон нефтегаз лимитед" задействовали четыре судна ледокольного типа Дальневосточного морского пароходства для дробления в районе моноблочных платформ "Орлан" (45 метров глубина) и "Моликпак" (35 метров глубина моря) ледяных полей, дрейфующих с северной части Охотского моря. По платформе "ЛунА" отметили высокий уровень тряски при прохождении ледяных полей с толщиной льда 1,5-2,0 метра. Воздействие тряски было такое, что, к примеру, разболтилось 54-ех шпилечное крепление оснований (бамбеты) двух подъемных кранов северо-западных опор и сами краны были выведены из эксплуатации. Для обследования внутреннего пространства опор платформы наших специалистов не допустили. В разговоре возникло предположение, что Газпром и, соответственно, российское государство могут взять на себя чрезмерный риск последствий эксплуатации крупного морского газового месторождения в сложных ледовых условиях с добывающей платформой, на которой: а)применены новые разработки подвижных опор верхнего строения (по фактору сейсмобезопасности); б)отмечена повышенная разрушительная вибрация при воздействии ледовых полей (сейсмобезопасные опоры вряд ли рассчитаны на колебания опор четыре месяца в году); в)двадцать семь 30-ти дюймовых направлений эксплутационных скважин проходят не внутри опор платформы, а расположены между опорами - открыто для воздействия ледового поля (труба в 762 мм, даже с внутренними трубами промежуточных колонн, длинною 70 метров с жестко зафиксированным одним концом сопротивляться ледовой нагрузке в течение нескольких десятилетий не будет). Суммируя различные высказывания, опасения технических специалистов можно свести к следующему: а не слепил ли Шелл "мину замедленного действия" в территориальном море Сахалина? И не гонится ли Газпром за дорогим англо-голландским сыром в гидротехнической ловушке? Ведь вибрация 22-ух тысяч тонн верхнего строения за несколько ледовых сезонов может привести к критическому накоплению усталости конструктивных материалов. На мой вопрос о том, что как можно ликвидировать газовый фонтан на Лунском с пластовым давлением в 400 атмосфер был ответ: вообще-то, в эксплутационных скважинах предусмотрены отсекающие аварийные клапана, но есть и воздействие на них пластового песочка в газе и конденсате. Если что - отсыпать 15 км дамбы от берега к точке в условиях газового Чернобыля. Возникает вопрос - является ли достаточно взвешенным намерение Газпрома затратить сегодня миллиарды на покупку акций проекта «Сахалин-2», если эколого-техногенные риски гидросооружений моря северо-востока Сахалина кратно больше всей прибыли проекта? Эти же средства можно направить на строительство газохимического комплекса с гарантированным кратным ростом доходов государства от реализации минеральных удобрений, пластмасс, полипропиленов, этанола, диметилэфира и т.п., выкуп газовой составляющей (месторождение Чайво) из проекта "Сахалин-1" с прокладкой дополнительного газопровода на юг. Согласно федеральному законодательству Газпром и сегодня имеет права на российскую долю продукции или финансовых поступлений от ее реализации, а регулировать отдельные вопросы сбыта газа вполне может через Наблюдательный совет проекта "Сахалин-2". Поскольку последствия аварии на газовой платформе в ледовых условиях Сахалина лучше даже не представлять, то, до окончания финансовой стороны сделки по приобретению пакета акций проекта "Сахалин-2", следовало бы либо получить ответственное заключение по безопасности гидротехнических сооружений при эксплуатации платформы "ЛунА" с учетом фактических наблюдений зимнего сезона 2006-2007 года (специалисты Гидромета на платформе находились постоянно), либо переждать еще один зимний сезон с оценкой факторов риска ледовой нагрузки специальной ростехнадзоровской экспертной группой. Я полагаю, что малейшие сомнения уполномоченных органов при технической экспертизе гидросооружений по долгосрочной надежности платформы "ЛунА" не по проектным документам, а после фактических исследований конструкций в ледовом режиме могут привести к существенным претензиям в отношении оператора проекта за конструкторские эксперименты на море Сахалина (если оставить признаки стратегической техногенной диверсии для отвлеченных рассуждений любителей теории массонских заговоров). Сегодня на Сахалине есть база сравнения разных конструкций гидросооружений: моноблочный "Орлан" по проекту "Сахалин-1" на глубине 45 метров и четырехопорная "ЛунА" на глубине 48 метров находятся относительно недалеко друг от друга в одном районе моря с идентичными ледовыми условиями. Что адекватней и надежней? Газпром на настоящий день не представлен в Наблюдательном Совете проекта "Сахалин-2", хотя и уполномочен федеральным законом с 2004 года осуществлять газовую экспортную стратегию государства. Всего в НС шесть человек от российской стороны. Трое от федерации - заместитель министра промышленности и энергетики И.Матеров, директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина М.Моторин, руководитель "Росэнерго" С.Оганесян. Газпром - монопольный экспортер газа, три года ведет переговоры по вхождению в проект "Сахалин-2", а собственного члена НС "Сахалин-2" и УГО "Сахалин-1" с соответствующей рабочей группой не имеет. Упустили из виду важный фактор управления? Будучи главным экономистом Дальневосточного морского управления разведочного бурения (которое осуществляло глубокое поисково-разведочное бурение на Лунской площади) в конце восьмидесятых мне доводилось участвовать в переговорах при подготовке материалов ТЭО по Лунскому участку. Я помню отношение специалистов Мингазпрома того времени к техническим рискам платформ при ледовой нагрузке и очень длительное предубеждение команды Черномырдина, а позже и Вяхирева относительно участия Газпрома в проекте "Сахалин-2". В начале нынешнего десятилетия достаточное количество аналитических материалов подтверждало стратегию Шелл при вхождении в проект: обеспечить рост курса акций - получить корпоративную прибыль на возмещаемых затратах в родственных структурах на этапе строительства гидросооружений, газопровода и завода по сжижению газа - отрегулировать газовый рынок АТР долгосрочными договорами поставок газа Сахалина через родственные структуры - с максимальной корпоративной выгодой выйти из проекта с возложением эксплутационно-экологических и договорных рисков на РФ. Сегодня Газпром попал в этап заключительной англо-голландской стратегии. Предполагать, что Газпром реализует свою долгосрочную стратегию на Сахалине в комплексных государственных интересах, у меня лично оснований нет. Как известно, в программе газификации Дальнего Востока Сахалина как не было, так и нет. Поручить Томсктрансгазу, имеющему "богатый" опыт эксплуатации морских гидросооружений в лесах Сибири, представлять Газпром на Сахалине - это верх безответственности и субъективизма. Газпром мотивирован финансовыми доходами от реализации госдоли прибыльной продукции по СРП. А кому народ Сахалина, если что, будет предъявлять претензии за техногенный ущерб в акватории территориального моря? Компании "Сахалинская Энергия", зарегистрированной на Бермудских островах? Зарубежным проектировщикам «ЛунА», поставщикам композиционных материалов, нашей судоверфи в порту Восточный? Ростехнадзору, Томсктрансгазу, Газпрому? Администрации области, Правительству РФ, Президенту РФ? Самим себе? Если рассматривать проект "Сахалин-2" с общегосударственных позиций, то риски разработки и эксплуатации Лунского месторождения и обязательства по поставкам газа, по моему мнению, надо бы пока оставить на иностранных акционерах - до полного вывода газового этапа на проектный режим эксплуатации и транспорта, оценки эколого-техногенных рисков сооруженных конструкций и широко озвученной уникальности технологий разработки, а так же закрепления стратегий использования газа на собственной территории. Возмещение затрат иностранных инвесторов по проекту "Сахалин-2" оценивается 2012 годом. Газовая инфраструктура перейдет в собственность государства (с правом пользования инвестором на срок действия лицензии недропользования). К этому году надо подводить баланс по СРП, направить основную часть газа Чайво из проекта "Сахалин-1" на юг Сахалина, вернуться к проекту морского газопровода на Хоккайдо и высвободить существенную часть сжиженного газа для дальней морской транспортировки, продолжить разведку и начинать разработку Киринского крупного газового месторождения (почти триллион кубометров газа ресурсов категории С3), обеспечить за счет части доходов от СРП - 1,2 разведочное бурение собственными силами на средних и мелких морских газовых структурах с перспективными ресурсами в 1,5 трлн.куб. газа по проектам "Сахалин - 3-9" и организовать продуктивную деятельность единого газового комплекса Сахалина в рамках дочернего предприятия "Сахалингазпром" и региональных газораспределительных организаций. Перспективы светлые остаются, однако эксплуатационная надежность гидросооружений в территориальном море Сахалина вызывает сомнения отдельных граждан по ее адекватности условиям благоприятной среды обитания. Кроме того, техногенный фактор может не только испарить финансовые активы Газпрома, но и обременить долгами всю Россию.

Автор: administrator
Прочитали: 130 раз

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное


Читайте так же:
  • Прокуратура оштрафовала за отстутствие лицензии при эксплуатации ОПО
  • Завершено расследование причин аварии на кузбасской шахте №7
  • Ростехнадзор поделится полномочиями с прикамскими промышленниками
  • В Кемеровском районе запрещена эксплуатация опасного базальтового карьера
  • Проверка Ростехнадзора выявила 119 нарушений на воронежских «Минудобрениях»
  • Правительство РФ утвердило положение о госнадзоре в промышленной безопасности.
  • В столице Зауралья произошел пожар на газонаполнительной станции
  • Ростехнадзор собирает предложения по актуальным тематикам НИОКР
    Вернуться назад
  •  Навигация 

    Главная страница
    Наши услуги
    Каталог документов
    Новости
    Поиск
    Контакты
    English version

     Контакты 

    Адрес офиса:
    103064, г. Москва, Фурман-
    ный пер., д. 10 стр.1
    т./факс:(495) 589-04-52
    ICQ: 46-22-36

     Лицензия 



    Телефон/Факс: (495) 589-04-52, e-mail:

    Copyright 2005-2016 ISC Group LLC.

    Rambler's Top100